После карантина в Москве закрылось порядка 15-20% фитнес-клубов (данные Ассоциации операторов фитнес-индустрии РФ). В регионах картина выглядит не менее тревожно, в связи с чем Fitness.ru начинает опрос экспертов (серию блиц-интервью) о ситуации в отрасли и, в частности, на рынке консалтинговых услуг. Сегодняшний наш собеседник – Виолетта ЕЗУС, генеральный директор пулковского спортивного кластера «Высота» (Санкт-Петербург).
– Виолетта, сообщается, что в Москве после карантина пострадали, в основном, небольшие игроки рынка. А как обстоит дело в Северо-Западном регионе?
– Затрудняюсь назвать точный процент, но у нас отдельные клубы закрываются даже в сетевых компаниях, помимо частных. На мой взгляд, общее количество таких клубов в пределах 5-7%. Но есть подозрения, что до конца года закроются ещё процентов 10 минимум. А если введут повторную самоизоляцию, то и вовсе 15%. Для индустрии, которая не поддерживается федеральным бюджетом, цифры тревожные.
– Возрос ли на этом фоне спрос на консалтинговые услуги (антикризисное управление, «спасение бизнеса», слияние с крупными игроками)?
– Спрос растет на экспертное мнение. Иными словами, срочно нужны эксперты консалтинга. Собственники бизнеса хотят опереться на чей-то богатый опыт, найти профессионалов, которые подскажут, как оперативно спасти ситуацию в столь трудный момент.
– То есть бизнесу интересны прогнозы и оценки перспектив?
– Нет, нужны скорее операционные решения. Владельцы клубов говорят: «Мы хотим сделать сетку расписаний такой-то, мы хотим оставить такие-то услуги, мы хотим закрыть эти зоны, мы хотим изменить мотивацию персонала».
Они пытаются оптимизировать затраты, но очень нуждаются в дельных советах, в конкретном анализе, поскольку сократить услуги, сбавить темпы, отказаться от каких-либо преференций можно всегда, но как это отразится на судьбе бизнеса? Этот вопрос тревожит сейчас любого руководителям.
Деятельность каждого клуба слишком индивидуальна и общую формулу повсеместно применять невозможно. Нужна конкретика, иначе «долгосрочные прогнозы» в период турбулентности превратятся в астрологические.
– Вы начинали свою деятельность в девяностых в «Планете Фитнес», помогая преодолевать компании всевозможные финансовые кризисы. Что из того опыта оказалось для вас бесценным? Иными словами, чем вы руководствуетесь сегодня в сложившейся ситуации.
– На мой взгляд, сейчас надо сосредоточиться на этом опыте, взять лучшее и наиболее действенное. Например, в очередной раз убеждаюсь, что мы должны быть максимально гибкими. Это вовсе не значит, будто следует изо всех сил прогибаться перед клиентами. Нам скорее необходим абсолютно индивидуальный подход. То есть то, что называется в маркетинге, «массовая кастомизация».
Мы должны иметь терпение, выслушивать нужды и чаяния каждого потребителя, стараться их исполнить, а в идеале – превзойти ожидания. Доходы сейчас у всех сократились (потребители будут экономить прежде всего на досуге и фитнесе). И потому важно не столько нарастить аудиторию, сколько не растерять накопленную.
Бывают ситуации, когда ожидания клиентов идут вразрез с коммерческими перспективами самого клуба. В таких случаях мы советуем диверсифицировать бизнес (к примеру, фитнес клуб превратить в профильную студию растяжки или пилатеса), либо попытаться его как-то законсервировать и не допустить ситуации, при которой придется расставаться с бизнесом.
– Какие советы вы дали бы коллегам в столь нелегкое время? От чего, возможно, предостерегли бы?
– Первый совет уже прозвучал: как можно дольше оставаться максимально гибкими. Но если вдруг ничего не получается, то второй важный нюанс – всеми возможными способами избегать накопления больших долгов, поскольку в итоге этот процесс оборачивается неуважительным отношением к клиенту.
После того, как все фитнес-клубы открылись, я особого наплыва клиентов не вижу. Но в то же время лето для фитнеса всегда мертвый сезон. Будем надеяться, что к осени активность подрастет.
Михаил ТИХОНОВ
Фото: архив героя публикации